«Карта кривизны» и другие шейдеры для трехмерных моделей артефактов
DOI:
https://doi.org/10.52967/3007-6528.2024.2.297.307Ключевые слова:
археология, трасология, 3D анализ, междисциплинарное исследования, каменные артефакты, программное обеспечениеАннотация
В данной публикации приведены примеры использования метода наложения «карты кривизны» для исследования археологических артефактов. Данная функция предоставляет дополнительные возможности в изучении некоторых особенностей формы объекта или же следов воздействия на него. Статья представляет собой пример подробного методического «пособия» по работе с артефактами в различных программных обеспечениях. В качестве примера были взяты три каменных артефакта, различных по форме и объему, характеру использования. Анализируемые предметы представлены объемным нуклеусом леваллуа палеолитического времени, а также плоской каменной плиткой и объемным каменным пестом эпохи палеометалла. В рамках реализации проекта, каменные артефакты исследовательской группой переводятся в цифровой формат, и создается электронная база и для возможной дистанционной работы с артефактами. Трехмерное моделирование имеет огромные возможности для работы с археологическим материалом, и активно используются в зарубежной археологии. Представленная авторами пошаговая инструкция в использовании того или иного программного обеспечения позволит пользователю быстро освоить данный навык. Описанная в публикации методика, представляет новые возможности для работы с артефактами из различных материалов.
Библиографические ссылки
Kolobova, K. A., Shalagina, A. V., Chistjakov, P. V., Bocharova, E. N., Krivoshapkin, A. N. 2020. In Sibirskie istoricheskie issledovaniya (Siberian Historical Research) 4, 240–260 (in Russian).
Lukpanova, Y., Antonov, M., Jumabekova, G., Bazarbayeva, G. 2023. In Kazakstan archeologiyasy (Kazakhstan Archeology) 1 (19), 177–197 (in Russian).
Hubert Mara, Susanne Krömker, Stefan Jakob, Bernd Breuckmann. 2010. In: Conference: The 11th International Symposium on Virtual Reality, Archaeology and Cultural Heritage VAST. Paris, 131–138 (in English).
Meshlab software . The open source system for processing and editing 3D triangular meshes. URL: https://www. meshlabjs.net/ (accessed 01/02/2024) (in English)
Repository of Meshlab. URL: https://github.com/cnr-isti-vclab/meshlab/releases (accessed 01/02/2024).
GigaMesh software. Free and open-source software for display, editing and visualization of 3D-data typically acquired with structured light or structure from motion. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/GigaMesh_ Software_Framework (accessed 01/02/2024) (in English).
GigaMesh software (official website). URL: https://gigamesh.eu/downloads (accessed 01/02/2024) (in English).
Repository of GigaMesh. URL:https://gitlab.com/fcgl/GigaMesh (accessed 01/02/2024) (in English).
Blender software (official website) URL:https://www.blender.org/download/ (accessed 01/02/2024) (in English).
CloudCompare software (official website). URL:https://www.cloudcompare.org/ (accessed 01/02/2024) (in English).

Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Михаил Александрович Антонов, Талгат Базарбаевич Мамиров, Римма Николаевна Аминова, Вадим Дмитриевич Воловенко, Канат Зиятович Ескендиров (Автор)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.